8-906-923-5500

г. Кемерово, Бизнес-Центр "Олимп-Плаза", ул. Рукавишникова, д. 20

Юридическая услуга: цена или ценность


На протяжении всей моей практики по оказанию юридических услуг, достаточно важным, и зачастую одним из первых, является клиентский вопрос стоимости услуги. И, с одной стороны, знакомясь с сайтами коллег, я чаще сталкивалась с примерными ставками гонораров за юридическую помощь, а с другой, не понимала, как можно оценить ее стоимость в самом начале. Ведь, довольно не просто представить сходу степень сложности, «подводные камни», уровень погруженности подлежащей разрешению проблемы клиента, или наоборот, переоценив значимость вопроса, - назначить неадекватную цену. И, если в одних вопросах, все же возможна примерная оценка стоимости услуги, или стоимости потраченного на ее исполнение времени; то в других, сложных проектах, где важна уникальность найденного решения вопроса, данная задача является практически не разрешимой в момент заключения соглашения с клиентом.



И тут, совсем недавно меня очень порадовала опубликованная статья на портале «Право.Ru» https://pravo.ru/story/view/145803/, где Эндрю Нуссбаум, партнер корпоративной практики юрфирмы Wachtell, Lipton, Rosen & Katz – самой престижной юрфирмы Америки, которая на протяжении нескольких десятилетий удерживает лидерство на мировом рынке сопровождения крупнейших сделок и разрешения сложных корпоративных конфликтов, в своем интервью сказал очень важный, на мой взгляд, тезис: "Мы пытаемся оценить стоимость предоставленных услуг на основании задействованных нами ресурсов. Это могут быть количество привлеченных юристов в проекте, количество потраченного времени и, конечно же, сложность самого проекта и наша способность найти уникальное для него решение, что так ценится нашими клиентами". О вопросе расчета цены за услуги Эндрю Нуссбаум пояснил: «В начале проекта мы даем клиентам приблизительную оценку, и при этом на начальной стадии мы никогда не настаиваем на подписании договора с определенно указанной суммой, ведь все-таки наша задача и конечная цель состоят в том, чтобы клиенту понравилась проделанная работа, за которую он захочет заплатить подходящую цену. Если ему не понравится работа или он не захочет заплатить то, что нам кажется справедливым, мы согласимся на то, что клиент готов нам заплатить, но здесь же мы попросим его больше никогда нам не звонить, после чего перейдем к другим клиентам.



Таким образом, мы дадим приблизительную оценку вначале в виде примерной суммы, которая по мере того, как развивается проект, может измениться, и иногда существенно, поскольку кейс может оказаться сложнее, чем казалось на первый взгляд, может потребовать больше времени или ресурсов, или же, наоборот, может оказаться легче, чем предполагалось. После завершения проекта мы выставляем счет уже в размере определенной суммы. Обычно клиенты довольны и согласны, иногда же могут сказать, что хотят заплатить меньше или, наоборот, больше, так как им очень понравилось то, как мы работаем. Надо сказать, что в литигации (судебных спорах - прим.) иногда мы все же используем биллинг вдобавок к гонорару успеха, но это зависит от природы спора".



В реалиях сегодняшнего времени формирование предложения по решению конкретной задачи уже больше чем просто юридическая услуга. Ее значимость как раз и состоит в поиске лучшего предложения, а достигается это путем глубокого и вдумчивого погружения в урегулирование вопроса.



Простые юридические функции уходят в прошлое, идет большое количество рассуждений о ее замене автоматизированными средствами IT-технологий. Клиенты все больше ориентируются на получение юридической помощи именно в сложных вопросах, а свободный рынок порождает огромное количество не повторяющихся бизнес-кейсов.



Таким образом, заданные тенденции развития юридического рынка, а также опыт лучших в мире юридических фирм, позволяют создавать правильные клиенто-ориентированные стандарты работы сферы юридического консалтинга, основанного на взаимном уважении, понимании и удовлетворении потребностей наших Клиентов.


Светлана Федорова